В Туркменистане сегодня можно посетить множество древних сооружений, но, если вы заглянете в туристический путеводитель, первое, что бросится вам в глаза – огромное количество мавзолеев различных стилей и эпох.
Мавзолей Хорезмшаха Текеша был воздвигнут для правителя Гурганджа-Текеша в конце XII в. Этот видный политический деятель своего времени смог объединить под своей властью территорию от Персидского залива до Аральского моря и от Иранского нагорья до Памира. Когда-то мавзолей возносился над остальными зданиями, ведь в высоту он около 30 метров. Для той эпохи высота сооружения была небывалой, и здание служило еще и ориентиром для жителей окрестных городов и сел.
Мавзолей султана Санджара называется «Дар-ал-Ахира» — «Потусторонний мир». Это грандиозный пример архитектуры сельджуков, общей высотой 38 метров, и шириной 27 метров. У основания стены достигают толщины в 5 метров. Мавзолей имеет форму куба, который сверху накрыт куполом из двух оболочек, сложенных из кирпича. Когда-то они были покрыты облицовкой бирюзового цвета, но она не сохранилась, ведь построен мавзолей был в 1140 г.
Мавзолей Наджиметдина Кубры стал последним пристанищем основателя ордена дервишей «кубравийа», шейха Наджиметдина. Мусульмане считают это здание священным, ведь захороненный в нем шейх – один из мусульманских святых. Мавзолей состоит из четырех помещений, оканчивающихся куполами – двух комнат для собраний и вестибюля, а также гурхану – так называется зал, возведенный над местом, где погиб Наджиметдин Кубра. Неподалеку от этого здания находятся мавзолеи Пиярвали и султана Али, а также отдельная могила Джамильджана, который был любимым учеником святого.
Мавзолей Иль-Арслана был возведен в XII в. и дошел до нас почти нетронутым временем. Кубическое здание венчает купол с двенадцатью гранями, а между ними располагается двенадцатигранный барабан. Купол украшен голубыми и бежевыми плитками, которые образуют причудливый геометрический орнамент. Еще одно украшение мавзолея – резная рельефная терракота, состоящая из растительного орнамента, вырезанного вручную. Выполняли этот рельеф так: плотно раскладывали на земле кирпичи и покрывали их глиной, на которую наносили орнамент. Затем композицию разрезали по границам кирпичей и обжигали, и собирали непосредственно на фасаде здания.
Возможно, кому-то эти здания покажутся мрачным напоминанием о том, что все имеет свой конец, однако их красота призвана напомнить скорее о торжестве жизни, которая всегда сменяет смерть.