Своеобразными воротами в Ватикан служит одно из главных его зданий – собор св. Петра, расположенный на круглой площади. Он возведен по воле императора Константина, в 324 г., на том месте, где по преданию был замучен св. Петр. За городскими стенами выстроили базилику памяти апостола (Остийская базилика). Собор, что сейчас посещают туристы, перестроили из базилики в XVI-XVII вв., сохранив название. Один из лучших архитекторов, Донато Браманте, занимался реконструкцией будущего собора (1505 г.). Он руководил стройкой все последние годы своей жизни – до1514 г.
После его смерти во главу проекта, который постоянно менялся, вставали многие – Рафаэль, Перуцци, Сангалло, Микеланджело, и каждый из них предлагал свою модель постройки.
Микеланджело, как и Браманте, отдал этой стройке остаток жизни. Он успел возвести центральный барабан, окруженный колоннами и начал постройку сферического купола. Купол был завершен только в1590 г., его закончил Джакомо делла Порта, придав ему более вытянутую форму. В этом виде главный купол и дошел до наших дней. Из четырех малых куполов задуманных Микеланджело, возвели лишь два передних.
В1940 г., в подвалах собора гробницу, верующие уверены, что это мощи св. Петра. По поверью, достаточно любой предмет потереть о надгробье – и он станет оберегом. В самом соборе постоянно стоит очередь к скульптуре, изображающей сидящего Петра. Считается, что всем прикоснувшимся к правой ступне статуи, Петр отпускает все грехи.
Недалеко от входа в собор находится одно из ценнейших произведений искусства – скульптурная группа «Пьета», Микеланджело. Она изображает Деву Марию, с телом сына на коленях. Это единственная работа, на которой гениальный скульптор поставил свою подпись.
В центре, над алтарем св. Петра, бронзовый балдахин с 95 горящими свечами, работы Бернини.
Известная во всем мире Сикстинская капелла, памятник эпохи Возрождения, сооружена при Сиксте IV. Строительство было поручено флорентийскому архитектору Дж. Дольчи. Капеллу задумал еще папа Николай V, предшественник Сикста IV. С начала ее основания и до сих пор, в ней собираются конклавы для выбора нового папы. В ее росписи участвовали великие художники – Перуджино, Пинтуриккио, Ботичелли, Гирландайо, а плафон расписывал сам Микеланджело.
В стороне от всех строений находится папская пинакотека (хранилище картин). Она состоит из 15 залов, в которых размещены самые ценные полотна гениальных мастеров. Здесь находятся картины кисти Рафаэля («Преображение», «Благовещение», «Рождество Христово»), Каваджо («Положение во гроб»), Тициана («Святой Себастьян»), Веронезе («Святая Елена»), Гарофало («Святое семейство») и других выдающихся художников.
Автор Андрей Ледников